Социально-психолого-педагогическая деятельность.

 

Главная цель социальной реабилитации – адаптация молодых людей с ограниченными возможностями к жизни в обществе, а так же сохранение преемственности между домами-интернатами и взрослыми психоневрологическими интернатами. Для достижения этих целей перед коллективом  поставлены следующие задачи:

  1. Охрана жизни и здоровья;
  2. Формирование коммуникативных навыков;
  3. Умение самообслуживания и жизнеобеспечения;
  4. Развитие и поддержание познавательных навыков;
  5. Формирование творческих, прикладных, трудовых умений;
  6. Формирование доступных навыков и представлений об индивидуальных правилах поведения в обществе, способах социального взаимодействия с окружающим миром

Для проведения процесса реабилитации в интернате  работает реабилитационная комиссия. Она определяет форму и содержание реабилитационных мероприятий. Решение комиссии заносятся в индивидуальные карты реабилитации, которые заведены на каждого проживающего интерната, периодичность заполнения 1 раз в квартал. В ИКР намечены коррекционные мероприятия, а так же дается реабилитационный прогноз с учетом медицинских показателей, возможностей и интересов.

По итогам года комиссией определенна оценка эффективности выполненных мероприятий по индивидуальным картам реабилитации. В 2013году имеем положительные результаты по реабилитации – 70%.  Для наиболее эффективного проведения реабилитационной работы в учреждении организована методическая работа. Специалисты принимали активное участие в работе выездных семинаров, семинарах-практикумах. В 2013году в интернате были проведены обучающие семинары на темы:

  1. Правила поведения персонала при различных психических расстройствах у проживающих.
  2. Методы работы с проживающими имеющими диагноз ДЦП.
  3. Арт-терапия в работе специалистов занимающихся реабилитацией
  4. Тематический семинар по трудотерапии
  5. Правила поведения персонала при работе с проживающими имеющими диагноз Шизофрения

С 07.10.2013г-31.10.2013г специалисты нашего интерната зам. директора по мед. части Салынская Н.Е. и воспитатель Потемкина О.В. прошли курс обучения в Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Психологии спасения» по программе «Актуальные вопросы реабилитации в стационарных учреждениях социального обслуживания в объеме 144часов. Защитили социальный проект на тему «Актуальные вопросы реабилитационной деятельности в ЛОГКУ «Сясьстройский ПНИ».

Для привлечения проживающих в кружковую работу в интернате 1 раз в квартал проходят мастер-классы, которые проводят воспитатели совместно с проживающими.

Волонтерская деятельность в интернате не осуществляется.

Организация социально-педагогической, психологической, социокультурной, досуговой деятельности осуществляется учебно-воспитательным персоналом.

В штатном расписании учреждения имеются 8 ставок воспитателей,1 ставка психолога, 1 ставка культорганизатора, 4 ставки инструктора по труду, 1 ставка библиотекаря, 0,5 ставки инструктора по спорту.

Проводимые мероприятия отражаются в ежедневных, месячных, годовых планах работы.

Для расширения социально-бытовой адаптации, восстановление навыков самообслуживания, обучение навыкам личной гигиены проводятся беседы, занятия-практикумы, занятия-инструктажи, деловые игры, социальные тренинги, психокоррекционная работа.

В интернате оборудованы душевые, ванные комнаты, мини прачечные, комнаты для занятия кулинарией, комнаты отдыха, кабинет для кружковой работы. Составлено расписание работы. Комната для приготовления пищи с 10.00-11.00; 15.00-17.00; 19.00-20.00. Мини-прачечная ежедневно с 14.00-18.00, душевые и ванные комнаты работают по потребности.

Под руководством воспитателей проходят обучающие занятия по поддержанию и привитию навыков самообслуживания и хозяйственно-бытовых навыков (уход за одеждой и обувью, ремонт одежды, приготовление пищи, уборка  помещений, уход за комнатными растениями, уход за домашними животными).

На отделении реабилитации организованно дежурство по уборке помещений, воспитателями составлен график дежурства.

Кружковая работа в интернате проводится с 14.00-18.30. Работа ведется как групповая, так и индивидуальная.

Учебно-воспитательным персоналом проводятся занятия с отделениями милосердия. В работе используются, сказкотерапия, музыкотерапия, ручной труд. Силами проживающих на отделениях милосердия организуются театрализованные представления, концерты, кукольные спектакли.

В соответствии с законом «О свободе вероисповедания» в учреждении открыта молельная комната святого Луки, которую посещают желающие. Приглашается православный священник из местного прихода, который читает проповеди и совершает церковные обряды.

На отделении реабилитации проводятся беседы: «Что такое добро и зло», «Помощь ближнему», Истории православных праздников», «Пагубные привычки».

В течение длительного времени поддерживаются дружеские отношения с Евангелистской  общиной из Финляндии. Устраиваются театральные представления, концерты, происходит обмен подарками, сделанными руками проживающих.

За прошедшие годы молодые люди накопили определенный опыт и поняли, что им не хватает знаний по чтению, письму, счету и изъявили желание получать их. Воспитатели совместно с психологом провели диагностику на возможность обучения. На отделении реабилитации стал работать кружок по обучению грамоте и поддержке интеллекта «Школа мудрой совы».  В работе с проживающими используются программы рекомендованные Комитетом социальной защиты населения:

  1. «Методика формирования навыков и умения социального поведения проживающих» (автор программы: Васильев В.В., Фроленкова Т.А., Танрывердиева М.В., Соколова Н.А., Семефонова Т.В.)
  2. «Программа социальной реабилитации инвалидов с умственной отсталостью» (авторы: кпн Старобина Е.М.; кмн Горденчук В.Г., Мамонтова О.В.)
  3. Методическое пособие по «Социально-бытовой ориентировки» (автор: С.А. Львова)

А так же план программы разработанные воспитателями

  1. План-программа по театральной деятельности.
  2. План-программа «Тестопластика в работе с людьми с ограниченными возможностями»
  3. План-программа по ручному труду
  4. План-программа по растениеводству
  5. План-программа по обучению техники «Изо-нить»
  6. План-программа по обучению грамоте
  7. План-программа «Мягкая игрушка в развитии и воспитании проживающих»
  8. План-программа по социально-бытовой адаптации (кулинария).

Календарно-тематические планы утверждаются директором учреждения. Занятия проводятся по расписанию, составленному воспитателями

График работы воспитателей с 8.00-20.00

Занятость проживающих в вечерние часы, в выходные и праздничные дни осуществляется воспитателями и культорганизатором. Это кружковая работа, индивидуальная работа, беседы на интересующие проживающих темы, просмотр познавательных, спортивных передач, документальных, художественных фильмов, программ новостей с последующим обсуждением. Оказание помощи в создании уюта в комнатах, помощь в написании писем родным и близким.

С учетом интересов и желаний проживающих, в интернате работают кружки прикладного творчества: «Фантазия», «Умелые ручки», «Хотелки-умелки», «Волшебная ниточка» (изо-нить), «Волшебный стежок» (вышивка), формирующие эстетический вкус, познавательные процессы, развитие мелкой моторики. Занятия в этих кружках позволяют применять практические умения в личной жизни, дают возможность совершенствоваться в дальнейшей профессиональной деятельности.

Для поддержания положительного эмоционального настроя, творческого развития проживающие занимаются в кружках «Веселый художник», «Кукольный кружок», кружки художественной самодеятельности.

Для формирования социально-бытовых навыков и возможностей организации своего быта создаются кружки «Умелый поваренок», «Мастерская Переделкина», «Растениеводство».

               Организация работы психолога

Работа психологической службы ведется по двум направлениям:

  1. Работа  с проживающими.
  2. Работа с персоналом.

Работа с проживающими направлена на поддержание психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности проживающего, а также выявление условий, препятствующих гармоничному развитию и социальной адаптации. Задача создать комфортный микроклимат для благоприятных взаимоотношений в среде проживающих. Совместно с врачами, педагогами и др. сотрудниками учитываются особенности отклонений в поведении проживающих при дальнейшей медицинской, психологической и педагогической коррекции с учетом индивидуальных особенностей.

Применяются методики в диагностики; цветовой тест Люшера (эмоциональное состояние), субтесты т. Векслера (исследование умственных способностей), проективные методики: т. «Рисунок человека», « т. Дом, дерево, человек», методика «Незаконченные предложения» (исследование личности),  методика А.Р. Лурии «Заучивание 10 слов», методики для определения  особенностей внимания, кубики Косса (мышление), методики для определения мелкой и общей моторики, Т. тревожности Ч.Д.Спилберга, анкета для определения социально бытовых навыков и др.

По результатам тестирования составляются индивидуальные программы, оформляются карты ИПР, в которых в динамике отражаются изменения состояния проживающего и методы коррекции, используемые в условиях отделения. Данные исследования оформляются в личной реабилитационной карте проживающего, карте ИКР.

Профилактическая работа    в кабинете психологической разгрузки.

Проводятся сеансы АТ, релаксации, сказкотерапии, медитации.

Групповая работа, направленная на смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Сеансы проводятся с проживающими из отделений милосердия, общего отделения и отделения реабилитации.

Оснащение:

  1. Воздушно - пузырьковая трубка D10, H150см  +  мягкое основание 600Х600Х300 мм;
  2. Комплект зеркальных панелей к трубке D10, H150 см;
  3. Набор СD, DYD дисков для релаксации.
  4. Фонтан водный (настольный);
  5. Настенное интерактивное панно   «Звездное небо» размер 1500*1500
  6. Зеркальный шар  с  мотором D26 + источник света к зеркальному шару
  7. Воздушно - пузырьковая трубка D10, H100см
  8. Декоративный светодиодный светильник  
  9. Кресло «Трансформер» (АЛ 288)-2шт.
  10. Кресло для релаксации (Кресло-мешок с гранулами)-2шт.
  11. Комплект мягкой мебели

График работы кабинета психологической разгрузки:

  • среда с 10.00-12.20. -отделения милосердия, общее, отделение реабилитации
  • четверг с 10.00-12.20.- отделения милосердия
  • пятница с 10.30.-12.00- отделение милосердия

Для проведения сеансов в кабинете психологической разгрузки применяются методики;  М. Ананьева, тексты медитаций, метод Джекобсона, сказкотерапия (терапевтические сказки). Программа занятий с проживающими.

После проведения  сеансов отмечается снижение высокой тревожности, повышение эмоциональной устойчивости, нормализация сна, кратковременное исчезновение головных болей, улучшение самочувствия, настроения, приобретаются навыки АТ, что дает возможность человеку регулировать свое психическое состояние в различных жизненных ситуациях. Повышается способность адаптироваться к постоянно меняющимся воздействиям физической и социальной среды.

Психологом проводятся следующие формы работы:

1.  Психодиагностика - тестирование в целях динамического наблюдения, для определения задач психологической коррекции.

2. Психокоррекционная работа:

Ведется в двух направлениях - индивидуальная и групповая.

Индивидуальная работа:

Проводится консультирование проживающих по вопросам социально- бытовой и средовой адаптации. Разрешаются проблемы межличностных взаимоотношений, проблемных ситуаций.  Оказывается помощь в разрешении конфликтных ситуаций, нарушении поведения проживающих, снижение агрессивности и других нарушений психического здоровья. Проблемы взаимоотношений гособеспечиваемых в своем кругу, с персоналом, с людьми вне учреждения разрешаются в ходе психокоррекционной работы индивидуальной, как наиболее эффективной, групповой в беседах, тренингах. Совместно с врачом, педагогами и др. сотрудниками учитываются особенности отклонений в поведении проживающих при дальнейшей медицинской, психологической и педагогической коррекции с учетом индивидуальных факторов. Дифференцированно проводиться профориентация проживающих с учетом их ценностных установок, способностей, возможностей.

Индивидуальные и групповые занятия. Арт-терапия, развитие познавательных способностей, мелкой моторки, развитие речи.

На таких занятиях главная задача не учить рисовать, лепить и прочее, ихцель – помочь проживающему решать проблемы, вызванные нарушением познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, сенсорики и моторики. Именно рисование, лепка, работа с мозаикой, различные логические игры обеспечивают психотерапевтический эффект, проявляющийся в положительном воздействии на личность, а именно: в пробуждении интереса к той или иной деятельности.

Отмечается улучшение восприятия, мелкой моторики, желание работать не только индивидуально, но и в группе, и что очень важно перестали критиковать неудачи других в выполнение заданий.

Тренинги. Беседы. Коррекционная  работа, направленная на эмоциональную стимуляцию, развитие коммуникативных  функций,  формирование социальной направленности. Проводятся тренинги, беседы тематические (по плану), так и на актуальные для проживающих темы.  Используется программа под ред. Е. Г.Трошихиной, «Тренинг развития жизненных целей», коррекционные занятия.

Профилактика алкогольной зависимости.

Индивидуальная работа и групповая работа, направленная на формирование твердой установки на трезвость. Постоянная работа на отделении совместно с воспитателями, обслуживающим персоналом, медицинским. Разрешение конфликтов, трудоустройство и текущие вопросы. Проведение собраний с проживающими (разрешение и предотвращение конфликтов, закрепление правил и норм внутреннего распорядка.

Совместная работа с местным церковным приходом.

Организация проживающих из отделений милосердия, реабилитации, общего отделения.

Люди, имеющие функциональные нарушения не всегда имеют возможность сходить в церковь. В соответствии с законом «О свободе вероисповедания» в интернате открыта молельная комната Святого Луки, которую посещают все желающие. Приглашается православный священник из местного церковного прихода, который читает проповеди и совершает церковные обряды.

Проводится консультирование сотрудников, тестирование по желанию, даются рекомендации для разрешения профессиональных вопросов.

 

 

© 2019 ЛОГКУ «Сясьстройский ПНИ»
187420 Ленинградская область, Волховский район, г. Сясьстрой, ул. Бумажников, д. 38